СВОБОДНАЯ ШКОЛА «НА ПЕРЕКРЕСТКЕ»

idea1

Уникальность нашей школы состоит в том, что мы осуществляем процесс воспитания и образования детей на основе традиции свободных школ от Франции начала XX века

(традиция заложенная Селестьеном Френе и имеющая вековую историю) до отечественного опыта — это Школа им. Достоевского В.Н. Сороки-Росинского в Санкт-Петербурге, Школа Н.Н. Неплюева в Сумской области и современной московской школы-лицея «Ковчег XXI века» Р.И. Курбатова.

Велика сила детского интереса, подавление которого на взгляд авторов Школы «На перекрестке» является настоящим педагогическим преступлением. А укрепление и расширение детского интереса позволит осуществить по истине энциклопедическое образование высокой глубины и содержательности.

Педагогические исследования и наблюдения авторов позволяют с уверенностью сказать, что именно детский интерес к познанию и жизненной практике породил практически все наиболее существенные проекты в мире. Не даром в древности говорили: «гений — человек сумевший сохранить в себе ребенка». Именно сохранение в себе ребенка одна из сверхзадач нашей школы. Это несомненное условие высокой жизненной эффективности в любом возрасте и в любых условиях. Эффективнее детского интереса нет способов и путей познания. На самом деле «взрослость» убивает человека не только внешне, физически, но и внутренне, духовно, как творческую личность.

Итак, образование, строящееся на познавательной активности ребенка.

Духовное образование и образование тела; образование ума, эмоций, чувств; от живых вопросов ребенка к изучению школьных предметов. А в результате подготовка здоровых и счастливых людей, личностей. Для нас хорошая школа — это школа, куда утром ребенок идет с радостью и откуда вечером возвращается в хорошем настроении. А днем работает напряженно и с интересом. И конечно же учитель не отбывший, а проживший (по Станиславскому) урок со своими учениками.

В названии Школы (а ведь как вы яхту назовете, так она и поплывет //Капитан Врунгель) «На перекрестке» подчеркивается прежде всего возможность осуществить свободный выбор именно СВОЕГО ЖИЗНЕННОГО ПУТИ. А для этого необходима информированность о многих знаниях и возможностях, путях народов и отдельных людей, знакомство с многообразным опытом человечества во многих сферах и, конечно же, умение самостоятельно мыслить.

Перекресток - это свободный выбор Пути и его начало; творчество и свобода, пространство и движение; это встреча философии и жизни, духа и материи, Бога и человека, Любви и нашего мира, знаний и действий. 

idea2

А что же означает Школа семейного типа?

В понимании авторов Школа «На перекрестке» - это продолжение семьи, ее развитие, исполнение, но ни в коем случае не замена и вытеснение. Это
касается и внешней обстановки и внутренних отношений.

Мы отталкиваемся от опыта осознанного родительства от зачатия, вынашивания, рождения до воспитания и образования детей. Полнота осуществления образования на наш взгляд вне семьи не представляется возможным.

Традиционная школа — это школа памяти. Главное — запомнить: факты, имена, даты, термины, опять факты… А для памяти, наверное, лучше такое расфасованное знание — кусочками по сорок минут ежедневно.

Но если мы не просто грузим ребёнка новой информацией, а обращаемся к чувству, развиваем образное мышление, опираемся на опыт, работаем то в группах, то индивидуально, если история у нас незаметно переходит в русский язык, а на литературе дети играют как в театре — то, наверное, должно быть другое расписание.

Наше "по другому" в следующем:

Вместо бездумного следования программе — делание Интересных для учителя и ученика дел.

♥ Вместо холодящих кровь контрольных работ — рассказы о том, что узнали, для учеников других классов.

♥ Вместо готовых объяснений — ситуация удивления, непонимания, самостоятельного открытия.

♥ Вместо неподвижности и молчания — возможность говорить и ходить на уроках.

♥ Вместо стандартных «норм ГТО» — работа по силам каждого.

♥ Вместо казённой дисциплины — жизнь по правилам, которые сами обсуждали и принимали.

♥ Вместо карательной оценки…

Подросли свои дети — захотелось сделать для них хорошую школу.

Но что такое «хорошая школа»?

Для нас — это школа, куда утром ребёнок идёт с радостью и откуда вечером возвращается в хорошем настроении. А днём, добавим, работает: напряжённо и с интересом.

idea3

Тут и начались трудности.

Чтобы было и «с радостью», и «работает» — пришлось кое-что изменить в Школе.


Во-первых, привычные школьные программы. Мы постарались выделить вопросы, важные и интересные для ребёнка. И составить программы вокруг них. У нас ученик не просто «проходит материал» — а делает Интересные Дела.

Подготовка доклада, с которым будем выступать перед учениками начальной школы, издание журнала, съёмка фильма, много опытов, экспериментов.

Когда это получается — никого не надо заставлять работать. Нет домашнего задания — дети без спроса носят книги домой. Потому что интересно! А Интерес — вещь посильнее двоек и нравоучений.

И второе — менять привычные представления о том, что такое урок. Вместо сидения за партой — «спинка прямо, руки перед собой» — ученики могут на уроке говорить, читать, писать, работать за компьютером, ходить по классу, решать задания на карточках, рисовать газеты, — работать, одним словом.

Зачем всё это? Потому что любой человек (и ребёнок в том числе) хорошо работает при двух условиях: когда он делает то, что ему интересно, и когда он делает что-либо сам, а не наблюдает за работой другого.

Если кого смущают слова «интерес» и «ходить по классу» — то уточним, что мы выполняем весь госстандарт, строго ставим оценки, наши выпускники продолжают учёбу в престижных вузах, среди них есть медалисты, а среди старшеклассников — победители олимпиад.

И вообще, вопрос не стоит о «выполнении госстандарта». Вопрос — как, опираясь на интерес и свободу, дать образование более широкое и глубокое, чем предполагает этот самый стандарт.

Наша школа — скажем честно — не для всех родителей. Только для тех, кто доверяет своему ребёнку. И понимает, что образование — нечто больше, чем умение заполнять тесты.

Но, очень важно, наша школа — для всех детей. Для отличников — их ждёт здесь интересная и творческая работа. И для так называемых «школьных неудачников».

Потому что, как утверждают психологи, треть из них показывают в тестах на креативность результат выше, чем школьные отличники. Среди таких «неудачников» встречаются одарённые дети.

Сохранить этот дар — есть ли другая задача у школы?  

idea4

Наши принципы 

Принцип «знания-действия». «Любые знания необходимо превращать в деяния», без этого они быстро становятся грудой информационного мусора,

 которым и без того современный человек обеспечивается с избытком. В этом ему успешно помогает телевизор, интернет, газеты и просто окружающие люди. Учиться, чтобы еще больше пополнить информационный хлам в памяти и сознании вряд ли имеет какой-либо смысл. Для построения процесса обучения, основанного на принципе «знания-действия», следует, прежде всего, исходить из понимания идеального конечного результата (ИКР), т.е. результата, который возникнет при самых благоприятных условиях – несомненна важность точной емкой формулировки цели обучения, ведь учить вообще нельзя. Это все равно что ехать или идти «неизвестно куда», не имея никакого представления о пункте назначения, возможно иногда поблуждать хорошо и в этом можно найти некоторое удовольствие, однако постоянно находиться в состоянии заблудившегося вряд ли кому-то понадобится. Из такого подхода рождается выбор способов и методов, соответствующих поставленной цели, и становится возможен контроль качества и результативности обучения. В понимании этих вещей и умении их воплотить в своей деятельности является одним из основных критериев качества работы любого образовательного заведения, будь то школа, Вуз, курсы и, в частности, тренинговый центр.

Система бережливой организации. В любой деятельности очень важно научиться  минимизировать и избегать лишних затрат времени, сил, ресурсов, чтобы высвободить их для более важной деятельности. Детальную разработку система бережливой организации получила в работах японских специалистов в области менеджмента и с успехом применяется в крупнейших компаниях мира. Суть этой системы очень проста и состоит в том, что понимая конечный результат (цель) действия организации руководитель максимизирует действия и затраты, направленные на достижения результата, и снижает уровень помех и потерь (временных, финансовых и т. д.), не приближающих или даже отдаляющих конечный результат. Кажется все очень просто, до банальности, однако, попробуйте применить это в своей жизни. Сформулируйте цели на один день, на месяц, на год и постарайтесь максимизировать шаги, приближающие вас к цели, и минимизировать помехи – увидите сколько препятствий появится в частности из-за ваших личных качеств и привычек, в частности определенный образ жизни и мышления, которые в этом случае придется подкорректировать или совсем изменить. Все сказанное в полной мере относиться и к организации учебной работы, основанной на принципе «знание-действие», что позволяет в достаточно короткие сроки получать высокие результаты.

idea6
Синнергетический подход к обучению.
Применение принципа синнергетики при обучении означает использование многообразных методов образования и донесения информации в комплексе, в этом случае возникает так называемый «синнергетический эффект», когда комплексное применение методов дает значительно больший результат, нежели последовательное применение каждого из них в отдельности. С этой точки зрения 1+1 будет больше чем 2, т.е. возникает дополнительная результативность от сочетания ряда методов и техник обучения. Наверняка, примеры высокой результативности синнергетического подхода может привести каждый человек из собственной жизни. Синнергетический подход, несомненно, является одним из основных принципов организации тренинговых занятий, направленных на обретение знаний, порождающих действия. 

Принцип человечности. В процессе занятий как по бизнесу, психологии или навыкам самообороны необходимо прежде всего исходить из целей
совершенствования человека, его духовного, душевного и материального начал. Как отмечает один из сторонников методики «знание-действие» Н.Цед: «Человек - это странный и довольно загадочный мир Природы, который познать и изучить до конца нельзя. Ведь его строение, духовный мир, особенности жизни, тело совершенно не похожи на других и имеют свои, сугубо личные, отличительные черты. У каждого человека свой, присущий только ему характер, свои склонности и увлечения.

“Если тебе легко петь и твоя душа лежит к этому, то пой, и твой голос будет по своей природе свое природе своеобразен и неповторим”,-

гласит одна из восточных заповедей. Характер и способности у людей проявляются уже с детства, и в дальнейшем, в зависимости от условий жизни и работы над собой, они изменяются в лучшую или худшую сторону. Первый шаг к ученичеству [в любом деле] - освобождение тела от грязи, а души от плохих качеств: не обмануть, не обидеть, не думать о плохом и не делать плохое ни в поступках, ни в мыслях, стремиться жить этим и чувствовать все душой и телом. Ученик должен научиться верить в свои возможности и знания, по-настоящему жаждать учения. Душа и тело должны быть единым целым “Я”. Происходящее в душе является зеркалом в нашей речи и ключом поступков. Нельзя обманывать себя, занимаясь самоутешением. Нужно научиться жить своей жизнью, совершенствуя себя и веря в выбранный путь. Пока человек в любом деле не уверен в себе, он не совершенен. Он должен бояться неуверенности, бороться с ней, быть чистым перед своей совестью и окружающими людьми.

Быстрота, натиск и глазомер. Эти суворовские принципы победы, произнесенные три века назад, имеют непроходящее значение в любом деле. Быстрота означает своевременность действий; натиск означает напор, стремление сделать дело, сильный мотив, веру в необходимость; глазомер означает знание правильного направления приложения усилий, последовательности и точности действий, стратегии и тактики. 

idea7

 Об идее Школы

 Идея Школы семейного типа «На перекреске» сформировалась в процессе изучения опыта К.Д. Ушинского, В.Н. Сороки-Росинского, С. Френе, К. Станиславского, Н.Н. Неплюева, И. Влахоса, Т. В.Бабушкиной, М.В. Фомина, Р.И. Курбатова.  

О подходе к изучению предметов в Школе

 У наших учителей из Лицея «Ковчег XXI век» г. Москва мы позаимствовали очень интересный многолетний и позитивный опыт Каждую неделю наши ученики будут участвовать в работе двух Мастерских.

Одна — по русскому языку. Пишут свободный текст.

Другая — Литературный театр (чтение книг и постановка сценок) или Газета по естествознанию (просмотр фильмов, работа с энциклопедия­ми, будут писать, рисовать, выступать), или Путешествие на Машине времени (похоже на Газету, но история…). Этот проект — мастерская — длится, как правило, восемь-десять часов, в течение недели, по два часа в день.

  • Горячие новости
  • Популярное
24 Фев

Жюли Реше. БЛИЗОСТЬ КАК ...

  Доктор философских наук, Жюли Реше, рассказывает о том, что не существует человека, который ...

Подробнее
08 Май

Игры на управление гневом

Когда ребенок кричит, ругается, делает все по-своему, у большинства мам быстро лопается терпение. ...

Подробнее
05 Май

Критерии психологической ...

Большинство истоков возможных школьных сложностей и неприятностей нередко скрываются в дошкольном ...

Подробнее
24 Фев

Жюли Реше. БЛИЗОСТЬ КАК ...

  Доктор философских наук, Жюли Реше, рассказывает о том, что не существует человека, который ...

Подробнее
08 Май

Игры на управление гневом

Когда ребенок кричит, ругается, делает все по-своему, у большинства мам быстро лопается терпение. ...

Подробнее
05 Май

Критерии психологической ...

Большинство истоков возможных школьных сложностей и неприятностей нередко скрываются в дошкольном ...

Подробнее

Библиотека

deti1

 

roditel1

Наши контакты

Спасская Мария Александровна

       +38 (099) 3024918 

       +38 (048) 7981225

e-mail:  Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

г. Одесса, ул.Бунина, 30


>> Отзывы о нашей школе

 

О школе

Наша школа — скажем честно — не для всех родителей. Только для тех, кто доверяет своему ребёнку. И понимает, что образование — нечто больше, чем умение заполнять тесты...

 

Обратная связь

captcha
Перезагрузить

Scroll to top